1064“Пространство и время находятся не в вещах,
а в нашем способе воспринимать вещи”
К. Пирсон

Философы говорят, что материя неуничтожима и вечна, что она никогда не создавалась и никогда не будет уничтожена, будет существовать всегда. И на ограниченном, хотя бы и очень продолжительном промежутке времени это как будто подтверждается. Как будто подтверждается и материалистическая точка зрения на основной вопрос философии – что первично и что вторично – сознание или материя.

Материалисты говорят, что если материя существовала задолго до того, как появился человек, значит она существует независимо от сознания. Имеется в виду, естественно, только сознание человека. Значит, делается вывод, материя первична, а сознание вторично. А пространство и время считаются формой существования материи.

Но вот американский астроном Э. Хаббл в двадцатых годах прошлого века сделал открытие: он открыл красное смещение в спектрах далеких галактик. Если источник звука приближается к человеку, то его высота (частота) увеличивается, если удаляется – то уменьшается. Это заметно, например, по свистку поезда, который удаляется или приближается к человеку. То же самое происходит и при удалении источников света – далеких галактик, линии спектра света от них смещены в красную сторону.
Небольшое пояснение. Солнечный свет, если он проходит через призму, разлагается на семь основных цветов (спектр), как в радуге. При более подробных лабораторных исследованиях в спектрах от разных источников света видны спектральные линии, причем каждому химическому элементу соответствуют всегда одни и те же линии. По этим линиям можно определять химический состав далеких звезд. На фотографиях спектров далеких галактик видно, что эти линии смещены в красную сторону спектра, увеличивается длина волны светового излучения, говорят, что свет “краснеет”. Это “покраснение” тем больше, чем дальше расположены галактики. Было сделано предположение, что галактики удаляются друг от друга, разбегаются. Причем чем больше расстояние до галактик, тем больше их скорость (закон Хаббла). Самые удаленные объекты – квазары удаляются со скоростью, почти равной скорости света. Зная расстояния до галактик и их скорости, можно определить, когда началось это разбегание, когда “родилась” Вселенная. Считается, что Вселенной около 13,7 миллиардов лет.
Момент рождения Вселенной называют Большим взрывом. Но взрыв ли это? Что получается в результате взрыва? Разлетающееся в виде сферы, оболочки шара вещество, а внутри сферы – пустота. Но Вселенная – не сфера, не оболочка, а “соты”, более или менее равномерно заполняющие Вселенную. Внутри “сот” галактик и звезд нет, они сгруппированы в оболочках “сот”. Причем, при разбегании галактик структура “сот” сохраняется, и это “есть результат начального распределения скоростей. Причина этого начального распределения пока неизвестна” (Я.Б.Зельдович, И.Д.Новиков, “Строение и эволюция Вселенной”). Но если взрыв – это разрушение, то здесь явно не взрыв. Если здесь – “начальное распределение скоростей”, то каким образом это произошло? Какие силы могли сообщить невообразимо огромным массам материи, в которых миллиарды галактик, в каждой из которых десятки и сотни миллиардов звезд, огромную скорость, порой почти равную скорости света. Если галактики и все, что мы можем увидеть, есть природа, то силы, которые воспроизвели эту природу, без всякой натяжки можно назвать сверхприродными, надприродными. Наоборот, натяжкой являются высказывания, что все это образовалось само, в результате взрыва.
Итак, материя не вечна, а образовалась или была образована в определенное время. Тогда же появилось и пространство и время. А до этого момента времени и пространства, как они понимаются сейчас, не было. По Ньютону, пространство и время не зависят от присутствия или отсутствия материи, они являются “абсолютными”. Есть материя или нет ее, время идет “само по себе”, пространство существует “само по себе”. До открытия А. Эйнштейна считалось, что материя просто “вставлена” в пространство, а время понималось, и сейчас многими понимается только в ее космической форме, как существующее само по себе.
В 1905 году была опубликована специальная теория относительности А. Эйнштейна, где ученый доказывает связь пространства и времени с материей. Пока не было материи, не было и времени.
Как и когда появилось время, каким мы знаем его сейчас. в человеческом бытии? Его не было в вечности, когда Адам и жена жили в Раю. Бог только что отделил от Адама его часть – жену, и хотя Бог только Адама предупредил, что есть от дерева познания опасно, жена тоже знала об этом. Время появилось, когда люди стали ошибаться. Мы сейчас, ошибаясь, создаем время, как бы уплотняем его. Мы сейчас часто выступаем в роли Адама, и создаем себе время, как причинно-следственные связи, как расписание кармы. Адам и жена не знали еще добра и зла и не могли не прийти к древу познания и не отведать его плодов.
Когда говорят о “грехопадении”, то имеется в виду, что Адам и жена находились примерно на том же уровне развития, что и современные люди. Это не так. А вот мы, современные люди, часто оказываемся в роли Адама, когда можем, подумав, поступить правильно, но не думаем и поступаем неправильно. Можно ли сказать, что мы съедаем плод от древа познания, если, поступив правильно или неправильно, делаем выводы, запоминаем их, и они становятся как бы частью нас? Вполне.
Так появилось в Мироздании время – как ответственность за свои действия, так началась история. Вся человеческая жизнь есть желание сбросить с себя бремя кармы, выйти из потока времени, избежать неприятностей, болезней.

Н. Бердяев постоянно интересовался философией истории, которая тесно связана с временем, и в своих работах постоянно уделял этой теме достаточно внимания. Кажется, что объективность времени не может быть подвергнута сомнению. Действительно, все мы смотрим на окружающий мир и видим: день сменяет ночь, месяц сменяется следующим, год идет за годом и т.д. Все мы имеем часы и календари, которые связаны с космосом, с движением космических объектов. Часы изобретены были для того, чтобы достичь большей согласованности действий отдельных людей, затем точность их повышалась для решения различных задач.
Но если отвлечься от этих движений космических объектов, то все равно время как бы существует, потому что происходят биологические процессы, и каждый человек может в изолированном пространстве примерно определить продолжительность времени. Т.е. отрицать реальность времени вроде бы нельзя. Конечно, время существует, т.е. как бы существует, но только в этом материальном мире. Ури Геллер, “Моя история”, пишет: “Как всякий человек, не лишенный самых обычных чувств и эмоций, я осознаю, что существует прошлое, настоящее и будущее. Но когда я начинаю думать о более глубоких вещах, то убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у каждого из нас есть два канала восприятия: космический и обыкновенный, и мы можем на них настраиваться в разные времена”. О двойственной природе времени говорят и другие философы. В то время как принципы Ньютона об абсолютном пространстве и времени считались незыблемыми, австрийский физик Э.Мах (1836-1916) одним из первых начал открыто критиковать эти принципы. Он утверждал, что нет абсолютного времени, а есть субъективное человеческое понимание времени. Время, говорил он, существует только в человеке, это человек его создал, это способ воспринимать вещи человеком. Никто из философов не отрицает времени, но многие утверждают, что время – не “объективная реальность”, а способ человеческого восприятия реальности. И.Кант говорил, что время – это форма нашего восприятия, что мы сами создали время для удобства своего понимания мира.
Н. Бердяев подчеркивал двойственную природу времени. “Философия истории есть в значительной степени философия времени. История связана с временем… Время имеет различные смыслы, и необходимо делать различения. Есть три времени – время космическое, время историческое и экзистенциальное. И каждый человек живет в этих трех формах времени. Время космическое символизируется кругом. Оно связано с движением Земли вокруг Солнца, с исчислением дней, месяцев и годов, с календарем и часами”. (Н. Бердяев, “О рабстве и свободе человека”). Если бы мы жили на Марсе, то сутки у нас были бы примерно такими же, а год почти в два раза длиннее. Символ космического времени, говорит Н. Бердяев, круг – знак вечного возвращения к одному и тому же – день и ночь, лето и зима, и т.д.
“Время совсем не есть некая вечная и застывшая форма, в которую вставлено существование мира и человека. Не только существует изменение во времени, но возможно изменение самого времени. Возможно обращение времени и даже конец времени, времени больше не будет. Время есть модус существования и зависит от характера существования. Неверно сказать, что происходит движение и изменение, потому что существует время; верно сказать, что время существует потому, что происходит движение и изменение. Характер изменения порождает характер времени. Время космическое есть одно из порождений изменений в мире объективированно-природном. Космическое время есть время объективированное и подлежит математическому счислению, оно подчинено числу, дроблению и складыванию. Часы и дни дробятся на минуты и секунды и складываются в месяцы и годы. Секунды космического времени, которое есть вместе с тем время математическое, суть атомы дробимого времени. Космическое время есть время ритмическое. Но оно вместе с тем время, разорванное на настоящее, прошлое и будущее. Мир объективированный есть мир овремененный. И эта овремененность означает также болезнь времени. Время, разорванное на прошлое, настоящее и будущее, есть больное время, ранящее человеческое существование” (Н. Бердяев, “О рабстве и свободе человека).
В нашем понимании время делится на прошлое, настоящее и будущее. Но какое из них реально? Прошлое как будто нереально, потому что его уже нет, будущее нереально, потому что его еще нет. А настоящее? А какова его продолжительность – минута, секунда, мгновение? Настоящего, выходит, тоже нет, настоящее – это переход от нереального будущего к нереальному прошлому, продолжительность его равна нулю.
На самом деле реально все – и прошлое, и настоящее, и будущее. Т.е. реально не само время, а дела, то, что произошло, происходит и еще произойдет в будущем. То, что уже произошло, каждый поступок или проступок, подвиг или предательство, – реально, реальны польза или вред, принесенный людям. То, что происходит сейчас, реально потому, что реально строится, создается будущее. Будущее реально потому, что произойдет то, что мы сейчас создаем – хорошее или плохое. И правильное видение времени в том и состоит, что реальным является все, что произошло и происходит и еще произойдет – в прошлом, настоящем и будущем, все это существует в вечности.
Человек живет в историческом и космическом времени. И воспринимается оно через часы и календари. И по существу для очень многих является плаванием по той же речушке, когда жизнь несет человека вниз по течению и когда с человеком все только случается, хотя он и “вертится, как белка в колесе”. Но именно, как белка в колесе – на одном месте. И в конце концов “тонет”. И будет “тонуть” и в следующей жизни, и в последующей, и будут с ним случаться войны, революции, восстания, перестройки, теракты, цунами и еще многое другое, пока он не задаст себе вопрос: в чем смысл всего этого?
“Плывя по течению”, не видя смысла в происходящем, человек как бы сложил руки и отдал себя воле случая. Задавая себе вопросы о смысле происходящего, человек как бы приподнимает голову над потоком, осматривается и замечает, что есть что-то устойчивое, что позволяет человеку уже не быть лодчонкой в бурном водовороте жизни.
Как уже говорилось, человек живет в трех формах времени – космическом, историческом и экзистенциальном, в вечности. Время историческое связано с космическим – это календари и часы, время историческое происходит на фоне космического времени, но это не одно и то же. Наша история связана с часами и календарем, но историческое время уже у каждого человека свое. “Историческое время порождено движением и изменением иным, чем то, что происходит в космическом круговороте. Историческое время символизируется не кругом, а прямой линией, устремленной вперед. Особенность исторического времени именно в этой устремленности к грядущему, оно в грядущем ждет раскрытия смысла” (Н. Бердяев, “О рабстве и свободе человека”).
Говорят, что история не повторяется. Если иметь в виду ее “космическое оформление” – календари, часы – то да. Но еще говорят, что человечество развивается по спирали, т.е. происходит возвращение к пройденному ранее. Повторение – мать учения? Если человечество развивается по спирали, то каждый следующий виток ее должен быть на более высоком уровне. Но если развития, движения вверх нет, то получается движение по кругу и наступание на одни и те же грабли. Вся история человечества – взлеты, падения, восстания, войны – почти на одном уровне, меняется только, увеличивается сила воздействия одного человека на другого, раньше это была только дубинка. Повторяются на протяжении тысяч лет войны и другие бедствия. Повторяемость событий истории для того и существует, чтобы человек начал задавать себе вопросы и стал искать на них ответы. Деятельность большинства целителей, экстрасенсов, а также пишущих книги направлена на то, чтобы оградить человека от воздействия кармы, чтобы отодвинуть на какое-то время отрицательное воздействие на человека. Следствием такой деятельности может являться утяжеление кармы у “пациентов” и у самих целителей, что на физическом плане проявляется как ухудшение здоровья. У нынешних целителей по сравнению со средневековыми травниками и знахарями значительно возросла сила воздействия на человека. Значит, значительно возрастут и последствия такого воздействия.
Не только “врут календари”, “врут” и часы. Час для одного человека – это совсем не то же, что час для другого человека. Человек – существо небесное и одновременно земное, божественное и тварное, свет и тьма. Но начало в человеке – высокое, светлое, а темная сторона – это налипшее, от чего лучше избавиться, и это возможно. И здесь мы подходим к самому главному моменту, в котором и назначение человека, и смысл его жизни. В историческом времени судьба человека решается самим человеком, решается, будет он по-прежнему щепкой в бурном водовороте жизни или станет творцом, выберет здоровье, счастье и жизнь, а не болезни.
Человек активен, живет в историческом времени и может и должен влиять на свое будущее, на свою судьбу, чтобы в конце концов выйти из исторического времени в вечность, в мир без проблем. И на этом пути есть как бы два этапа, задачи – задача-минимум и задача-максимум, как два плана потерянного Рая. Задача-максимум – это возвращение к себе, к своим истокам, откуда были изгнаны Адам и жена. Задача-минимум – жить без проблем и болезней в этом мире. Любой человек в каждый момент своей жизни может строить свое будущее в лучшую сторону, он все больше уходит из времени и все больше прикасается к вечности, начинает возвращение в потерянный Рай, у ворот которого, не будем забывать, херувим и пламенный меч обращающийся, “чтобы не вошло туда ничто нечистое”.
“Настоящее, в котором есть полнота и совершенство, есть не часть времени, а выход из времени, не атом времени, а атом вечности” (Н.Бердяев, “О рабстве и свободе человека”). Человек живет в вечности, во времени он существует. Это пространство существует в другом виде, это не как в материальном мире, где все отдельно – дом отдельно, улица отдельно, другой город отдельно. В “том” пространстве человек может находиться какой-то частью своей души. Например, у него хорошее здоровье, но “не очень” с материальной стороны.
“Время экзистенциальное лучше всего может быть символизировано не кругом и не линией, а точкой. Это время не счисляется математически, не слагается и не разлагается. Бесконечность экзистенциального времени есть бесконечность качественная, а не количественная. Мгновение экзистенциального времени есть выход в вечность. Неверно было бы сказать, что экзистенциальное время тождественно вечности, но можно сказать, что оно причастно в некоторых мгновениях вечности… Всякий творческий акт совершается во времени экзистенциальном и лишь проецируется во времени историческом. Творческий подъем и экстаз вне времени объективированного и математического… Все полные значения события в жизни Иисуса Христа протекали в экзистенциальном времени, во времени историческом они лишь просвечивают через отяжелевшую среду объективации. Метаисторическое никогда не вмещается в историческое, история всегда искажает метаисторию, приспосабливая к себе” (Н. Бердяев, там же).
Сторонники материалистической точки зрения считают, что время бесконечно. Но в данном случае бесконечным считается очень длительное время. Было начало Вселенной, и от него прошло определенное время. Будет, видимо, и “конец мира”. Н.Бердяев постоянно возражал против бесконечного времени, он говорил, что в бесконечном времени нет смысла, что история только тогда имеет смысл, когда она в определенное время закончится.
Можно ли человеку представить конец времени, как это будет происходить и как выглядеть? Некоторое представление могут дать следующие примеры. Студент, закончивший обучение со всеми его переживаниями, напряженностью, состоянием, напоминавшим сжатую пружину, ощущает как бы освобождение, как с него все это как бы снялось, наступило облегчение, освобождение, которого он долго ждал. Или Ю.Гагарин перед космическим полетом сказал: “через несколько минут космический корабль унесет меня в просторы Вселенной. Вся моя жизнь была подготовкой к этому моменту”. Или мужчина говорит любимой женщине: “все, к чему я стремился, что я делал до встречи с тобой, было только подготовкой к жизни, только сейчас с тобой я начал жить настоящей жизнью”.

Источник (с) Виталий Хлыновский

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *