Аннотация: в статье поднят вопрос использования постмодернистской методологии для характеристики со-временной ситуации в образовании. Автор привлекает внимание к разнообразию форм альтернативного
образования,тем самым акцентируя плюрализм как основу образовательной политики и функционирования
образовательных учреждений. Бриколаж представлен в статье как альтернативный стиль решения образова-тельных проблем. Холистическое образование рассматривается как цель и как процесс.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Во время разрушения стереотипов, изменения подходов к методам научного познания, да и знания в целом, невозможно воспринимать мир как единственную целостную систему, а функционирование ее составляющих частей– как четкую реализацию социального заказа. Несомненным является постоянное распространение новых идей и альтернативного характера знания, которые создали возможности новых форм трудоустройства и жизненных возможностей. Знание, и, как следствие, содержание образования испытали постепенную трансформацию в средство обмена, то есть, в товар. Собственно образование становится своего рода объектом рыночного обмена. Знание становится отделенным от людей, их личной заангажированности в процесс его продуцирования. По мнению Б. Бернштайна, «В старые времена знания и человек, который ими владел, были обязательно интегрированными. Знание было внешним выражением внутренних связей… Сегодня существует разрыв, который привел к существованию двух отдельных рынков: одного для знаний, другого– для тех, кто ими владеет».

В постмодерном обществе, а начало этого периода связывают со второй половиной ХХ века, все чаще обращаются к философии постмодернизма, которая помогает «осознать неосознаваемое». Философская энциклопедия определяет постмодернизм как «набор критических, стратегических и риторических положений (отличие, повторение, след, подобие, гиперреальность), которые отрицают другие положения(присутствие, идентичность, исторический прогресс, эпистемиологическая определенность и однозначность)».
Термин «постмодернизм» был введен в 1979 году Ж.-Ф. Лиотаром в труде «Состояние постмодерна»(1987). Пытаясь объяснить понятие, британский исследователь Г. Ашер отмечает, что «постмодернизм не поддается определению, а если в любом случае пробовать его описать, то это понятие, которое не принимает системную теорию или общепринятую философию.

Нельзя его также определить и как систему идей и понятий в привычном смысле, не обозначает постмодернизм и унифицированного социального или культурного движения. Собственно, можно лишь сказать, что это комплексное многоаспектное явление, которое не подлежит симплифицированному объяснению».
Мы попробуем рассмотреть разнообразность направлений альтернативного образования в постмодернистском контексте с целью рассмотрения плюрализма как определяющего фактора образователь-ной политики и функционирования образовательных институций. Если в широком смысле альтернативное образование определяют как образование, отличающееся от традиционного, то интересным для его исследования является использование постмодернистского подхода, который сам по себе является позицией, отличающейся от традиционных, – «иной позицией, кото-рая», – утверждает Г. Ашер, – «имеет право на собственную точку зрения».

Проблеме постмодернизма, выявлению его характерных признаков, формированию нового постмодернистского типа человека посвящены труды кори-феев философии постмодернизма Ж. Бодриляра(J. Baudrillard), Г. Гадамера(H. Gadamer), М. Гайдеггера(M. Heidegger), Ж. Дерриды(J. Derrida), Ж. Лиота-ра(J. Lyotard), П.-М. Розенау(P.-M. Rosenau) Р. Рорти (R. Rorty), М. Фуко(M. Foucault) и др. Феномен пост-модернизма в связи с образованием исследуют и совре-менные научные работники: зарубежные– Р. Ашер(R. Usher), С. Губик, Й. Нагата, П. Периклис и др.; россий-ские– М. Епштейн, И. Ильин, О. Колесников, С. Маре-ев, И. Цугина и др.; украинские– О. Бандура, И. Зязюн, Л. Лаврова, С. Куцепал, О. Милова, И. Цехмистро и др.
Теоретическими основами статьи служат идеи структурализма (К. Леви-Строс) и неоструктурализма (Ж. Деррида), с одной стороны, и постмодернистские теории альтернативного образования(Б. Бернштайн, С. Ароновиц, Г. Жиру), – c другой.

Постмодернизм и образование. Постмодернистские позиции применяют в контексте разных отраслей знания: литературы, музыки, искусства, архитектуры, медиаведения, фотографии и кино. Каким же видится образование в контексте постмодернизма? Позволит ли постмодернистская методология определить современную ситуацию в образовании и тенденции образовательной политики будущего? Конечно, сложность понимания заключается в том, что при рассмотрении и дефиниции основных понятий не применяют системную теорию или общепринятые философские подходы. Как утверждает канадская исследовальница П.-М. Розенау, «системы идей и концепций в общеприня том понимании, которые определяют унифицированные социальные или культурные течения, в постмодернизме бессильны». Проблема в том, что привычное применение научного метода невозможно, поскольку основной принцип постмодернизма состоит в том, что он против любой теории и методологии.

По мнению П.-М. Розенау, «поборники постмодернизма отбрасывают любые попытки творения нового знания по системному принципу, применяя дискурс, который не подлежит правилам».
Пытаясь продемонстрировать, как действует постмодернизм в образовании, американский исследователь К. А. Торес отмечает, что «общее образование находится на этапе тестирования, отчетности, стандартизации и эффективности, на этапе подготовки молодежи к конкуренции на новом глобальном рынке труда.

Между тем, коммерциализированная популярная куль-тура стирает грани между «реальностью» и«гиперреальностью», материальным и виртуальным миром. Это время, когда идентичность творится вокруг выполнения, стиля и образа, и гибридная, пограничная идентичность сменяет расовую, родовую и половую».
Следовательно, во время стандартизации и тестового измерения учебных достижений образовательная альтернатива– это своего рода сопротивление этим унификационным тенденциям.
«Постмодернизм ратует за отказ от всех общеобязательных и универсальних норм, обеспечивающих под-ведение индивидуального опыта под общие понятия.
Для его сторонников все знания, идеи, мнения людей имеют субъективный, частный, локальный характер.
При этом они все одинаково значимы. Нет разницы между правильными и неправильными рассуждения-ми, между истинными и неистинными знаниями. Плюрализм возводится в ранг самоценности».

Постмодернизм и альтернативное образование

Со времени опубликования труда Ж. Лиотара «Состояние постмодерна» (1987) продолжаются дискуссии относительно уместности применения постмодернистского подхода к исследованию альтернативного образования. Выраженные позиции были полярными – от восторженного одобрения до полного неприятия.
Мы попробуем продемонстрировать возможность применения определенных постмодернистских положений к пониманию альтернативного образования, сосредоточившись, в первую очередь, на его основных характеристиках. Противопоставление, которое, как правило, берут за основу при определении альтернативного образования(наподобие традиция–альтернатива, когда традиционной формой считается обучение в общеобразовательной государственной школе) – при-обретает размытость при восприятии через постмодернистскую призму. Можно лишь утверждать, что альтернативное образование – это относительное понятие, характерные признаки которого изменяется вместе с изменениями, вызванными реформами в государственном и частном образовании. Поэтому апологеты постмодернизма советуют избегать дефиниций, в основе которых лежит однозначное определение природы альтернативного образования, предлагая воспринимать ее как относительное понятие, наделенное многоаспектными плюралистичными характеристиками. Отсюда, приняв во внимание характерные особенности альтернативного образования и современные тенденции его развития, можно определить гибкие параметры, которые способствуют пониманию альтернативного образования:
— автономный характер, относительно независимый от рынка и правительства, способный иначе интерпретировать общепринятые образовательные нормы и точки зрения;
— инновационность, которая воспринимает конвенционное образование (как государственное, так и частное) критически и служит импульсом к изменениям;
— взаимодополняемость с конвенционным образованием, которая через тесное сотрудничество помогает альтернативному образованию играть уникальную общественную роль;
— разнообразие, присущее разным временным периодам и континентам, не ограниченное особенностями современного состояния лишь в Западной Европе;
— целостность, которая происходит из холистических ценностей;
— плюрализм, который принимает во внимание специальные потребности и потребности меньшинства.

Ни одна из приведенных выше характеристик не регулирует отдельные формы или содержание образования. Они определяют альтернативное образование как поле для реализации разнообразия, плюрализма и целостности.
Исследования последних лет особенно отмечают важность применения холистического подхода при отнесении заведения образования к альтернативным. Этот подход в основе имеет целостность и связь с жизнью. Для правильного понимания его применения в альтернативном образовании следует отказаться от противопоставлений наподобие взрослый – ребенок; интеллектуальное образование – эмоциональная свобода; социальная репрессия– индивидуальная свобода. Постоянный поиск образовательных альтернатив вызван необходимостью воспитания целостной интегрированной личности, способной жить целостной демократической общественной жизнью; культивирование уважения к целостному культурному, глобальному, экологическому контексту человеческой жизни.
Эта целостность, воспринятая как актуальная социальная система, поддерживает уникальные разнообразные ценности, творя гармонию.

Бриколаж как принцип понимания альтернативного образования с точки зрения постмодернизма. За последние годы в образовательной теории и практике приобрел распространение термин «бриколаж», который употребляется для обозначения определенной образовательной стратегии. Он связан с передачей скрытых(альтернативных) культурных кодов, распространение которых активизирует отдельных людей и общество в целом. Чешский исследователь С. Губик, который считает бриколаж источником альтернативного образования, пишет, что «бриколаж– это процесс расшифровывания скрытых культурных кодов, которые, испытав соответствующее внешнее вмешательство, превращаются в альтернативный образователь-ный процесс и могут инициировать желаемые импульсы к социальной и культурной мобилизации личности, общества, региона».

Бриколаж базируется на двух взаимоувязанных принципах, определенных К. Леви-Стросом и Ж. Дери-да. К. Леви-Строс так вводит это понятие: «В старом значении глагол ‘bricoler’ (фр.) применялся для описания посторонних действий при игре в мяч, бильярд, охоте, стрельбе, верховой езде, например, мяч, который улетает рикошетом, собака, которая сбивается со следа, конь, который обходит препятствие и тому подобное.

В другом значении бриколер — это человек, который работает собственными руками, используя разные подручные средства… поскольку других в своем распоряжении не имеет».
В результате этого «бриколер умеет выполнять разнообразные задания, но, в отличие от инженера, он не соотносит их с имеющимся материалом и инструментом, необходимыми для реализации проекта». Собственно, речь идет о бриколаже как отклонении, альтернативе, при которой ограниченными средствами можно выполнить неограниченные задания. Дело в том, что при традиционном подходе оперируют понятиями, а в альтернативном– знаками (см. табл. 1).

Наука Бриколаж
прямизна дивергенция, отклонение
специализация отсутствие специализации
неограниченный доступ к инструментам ограниченный доступ к инструментам
все имеет конкретное назначение все может быть использовано с разным назначением
понятие как инструмент знак как инструмент
создание через реализацию проекта создание через реконструкцию
система игра
игра ритуал

По мнению Ж. Дериды, «в поисках нового статуса дискурса состоялся отказ от притяжения к центру, к субъекту, к происхождению, к началу». В нашем случае начало– это привилегированный образовательный текст или образовательная стратегия. Стратегии, которые реализуются в альтернативном образовании, не ориентированы на центр– децентрализация или отсутствие ориентации знания, по мнению сторонников структуралистских подходов, создают условия для рационального труда креатора. В постмодернизме творец работает, не руководствуясь правилами, и формулирует правила на основе того, что уже сделано.

Постмодернизм возобновляет домодерные и модерные культурные коды и объединяет их с постмодерными.
Бриколлаж, который является невозможным в традиционном формальном образовании, становится типичным явлением в поле альтернативного образования.

Практическое применение бриколажа в альтернативных школах.

Ученик-бриколлер может учиться лишь в альтернативной школе, поскольку лишь там он может выполнять разнообразные задания, используя средства, не предназначенные для этого. Настоящие альтернативные школы, по мнению всемирно-известного исследователя альтернативного образования Г. Миллера– это школы «которые развивают ребенка целостно. В программах альтернативных школ философской подоплекой служит тезис о холистическом подходе, а цели определяются на физическом, моральном, социальном, эмоциональном, духовном, эстетичном и интеллектуальном уровнях. В настоящих альтернативных школах четко осознают, что каждый ребенок требует своего воспитательного стиля, и самое важное– развивать таланты и отвечать потребностям каждого ребенка. Ученики и родители выбирают тип программы, которая больше всего отвечает этим потребностям».

Сегодня в мире функционирует ряд альтернативных школ с длительными, проверенными временами традициями (Саммерхилл А. Нейла, школы, которые реализуют идеи М. Монтесори, Р. Штайнера, С. Френе). Хотя они исповедуют разные учебные системы, их объединяет то, что они нацелены на получение жизненного опыта, а не узких «базовых умений». Р. Миллер описывает образование как «открытие, расширение горизонтов, связь с миром, влечение к пониманию и осознанию значений». По его мнению, «это откровение выходит за пределы конвенционного курикулума, учебников и стандартных экзаменов».

ВЫВОДЫ

Существование сети заведений альтернативного образования– это подтверждение невозможности универсального образования, которое очень четко соотносится с одной из основных характеристик постмодернизма– плюрализмом культур, общих традиций, идеологий, форм языковых игр, а также признанием этого плюрализма. Разнообразие явлений, признаков, характеристик и институций в плюралистичном постмодерном мире не может быть упорядочено по хронологическому принципу, этапам внутреннего или внешнего развития. Нельзя даже определить, являются ли они правильным решением той или иной проблемы.
Внедрение стратегии бриколлажа в альтернативных образовательных институциях базируется на создании сети информационных источников и инструментов, применение которых ведет к трансформации нового знания и реконструкции значений.

Ни одно знание не может быть оценено вне контекста, детерминированного культурой, традициями, языком. Таким образом, ввиду отсутствия универсальных стандартов, проблема постмодерного мира заключается не в том, как в процессе глобализации насадить какую-то доминирующую культуру, а в том, чтобы обеспечить коммуникацию и взаимопонимание между культурами. Это и является ключевой характеристикой альтернативного образования.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *