1003Автор, отец семейства, в большой статье делится своим опытом родительства, начиная с беременности и родов, рассматривая далее первые дни и годы развития ребёнка. Он на своём примере показывает, что большинство наших представлений об этом периоде, мягко говоря, нуждается в корректировке…

Содержание:
Таскание на руках
Мытье и купанье ребенка
Приучение к порядку
НЕНУЖНЫЕ для детей вещи и затраты

11. Таскание на руках

Днем, когда ребенок не спит, его нормальное место – на руках у матери (речь идет о маленьком ребенке, до 2-3 месяцев). Иногда приходится слышать, что ребенок “оттягивает руки” бедной мамочке, и таскать его очень тяжело. Такой позицией, я думаю, родители только прибавляют себе проблем – потому что ребенок, положенный где-то отдельно, чувствует себя очень плохо, как я написал об этом выше; и склонен много плакать и капризничать. Мы же вели себя согласно биологическим установкам – не отпускали ребенка от себя. И ребенок в ответ вел себя прекрасно. Мы практически не знаем, что такое капризный, плачущий, вопящий ребенок. Плакала малая редко, недолго, быстро переставая – ее плач был сугубо функциональным, сообщить нам что она записалась, голодная, или проснулась. И не более того.

Месяцев после 3 таскать на руках ребенка надо было уже существенно меньше – она стала проводить время сама по себе, положенная на живот (положение на спине дети не любят, думаю из-за его беспомощности), и разглядывая окрестности. В этом возрасте она уже хорошо распознавала лица и голоса, и ей было достаточно вида мамы рядом. Еще позже, когда она научилась переворачиваться и ползать, на руках она стала проводить еще меньше времени – 10-20% времени бодрствования.

Носить ребенка на руках надо предпочтительно в вертикальном положении. Даже самого маленького, до месяца, можно носить вертикально, прислонив к себе, держа рукой под головку. Впоследствии, держа голову самостоятельно, он сам предпочитает вертикальное положение – чтобы смотреть по сторонам было удобно. Горизонтально на руках ребенок укладывается, только когда берет грудь.

Есть важный аспект таскания на руках. Носить в вертикальном положении ребенка надо, прижав его животиком к себе, и разведя ножки (чуть не написал “задние ножки”) в стороны. Точно так же его можно носить, “посадив” себе на бедро, для облегчения веса. Такое положение – с разведенными ножками – это надежнейшая профилактика от “врожденного подвывиха тазобедренного сустава”. К слову об этом подвывихе – забыл об этом написать в разделе о здоровье, напишу здесь. Ему от рождения подвержено около 1-2% детей. В то же время наблюдается такая картина – в Африке этот подвывих отсутствует вообще (там нет ни лечения, ни диагностики, однако отсутствуют взрослые люди с последствиями этого подвывиха). В Японии диагностируют его у 1-2% детей. А в России – от 10-20% и выше. Очень показательными были данные по С-Петербургу: по разным районам процент детей, у которых врачи диагностировали подвывих, было от 10-20% в одних районах, до 30-40% в других. Это что же, в разных районах одного большого города у детей частота врожденного заболевания может отличаться в несколько раз?? Нет конечно, это просто яркий пример тупейшей гипердиагностики, которым педиатры соврешенно необоснованно подвергают детей. В простых случаях врачи назначают сложный массаж и гимнастику, во многих – тяжелое, мучительное для детей и для родителей “лечение” – стремена разных видов. На самом деле этот подвывих встречается у детей гораздо реже, чем его диагностируют; и надежно излечивается простейшим комплексом действий. Это отсутствие всякого пеленания (не мешать ребенку держать ножки в естественном положении – согнутыми и разведенными в стороны); и таскание на руках, прижав ребенка к себе с разведенными ножками. Все! ничего более не надо – если тазобедренный сустав недоразвит, он сам собой разовьется как надо, если ножки будут в правильном положении.

От мамочек, у которых здоровые инстинкты пересиливают нездоровые страхи, приходилось слышать высказывания в стиле “Страшно идти к педиатру с ребенком. Как на минное поле идешь – вдруг еще что-нибудь найдет и надо будет лечиться”.

Забыл сказать, почему в Африке нет подвывиха. А потому, что у них там народная негритянская традиция – детей таскают всюду с собой, посадив на бедро, в узле из полосы ткани, перекинутом через плечо – прообразе слинга.

К слову о слинге. Нам эту штуку порекомендовали, и она действительно пришлась к месту. Переоценивать значение слинга, как в рекламе, не следует; однако серьезная доля пользы от него есть. Если, скажем, с ребенком надо идти куда-то далеко – то однозначно это легче делать, положив ребенка в слинг. Однако по дому таскать ребенка куда проще на руках.

У таскания на руках есть и еще одно серьезное (на мой взгляд) обоснование. Оно изложено в книге Ж.Лендлофф “Как вырастить ребенка счастливым”. Вкратце эту мысль можно изложить так: на складывающийся характер ребенка влияет в немалой степени суммарное настроение, которому ребенок подвергался в раннем детстве. Если ребенок множество раз в своей жизни ощущал смертельный ужас и чувство брошенности – то это наложит серьезный негативный отпечаток на его мироощущение, он не сможет в полной мере относиться к миру с доверием и испытывать счастье. Ребенок же, которому не отказывают в таскании на руках – будет находиться с миром в ладах и быть способным испытывать счастье в гораздо большей степени. Наблюдая за ребенком, который сейчас действительно практически все время выглядит счастливым – в этот тезис вполне верится.

Иногда приходится слышать, что если ребенка приучить к рукам – то, мол, он потом с рук не слезет. Это полная ерунда. Оттаскавшись свое на руках – в основном в первые месяцы жизни – ребенок потом прекрасно с рук слезает где-то в том возрасте, когда ему становится интересней везде ползать и все исследовать – и достаточно вида мамы неподалеку.

12. Мытье и купанье ребенка

Мыть ребенка приходится довольно часто. Каждый раз, или хотя бы через раз после того как он записяется. Нужно просто обмыть нижнюю часть тела водой, и вытереть пеленкой. Вода годится любая, в том числе холодная из кружки или из крана.

Раз в день или раз в несколько дней ребенка желательно купать полностью, мыть голову. Для этого удобна круглая глубокая миска, литров на 30-50, до половины наполненная теплой водой. Детская ванночка у нас была, но она оказалась неудобнее миски, и мы ею по сути и не пользовались. Мы не использовали при купании никакого мыла. Просто вода.

Ребенку в любом возрасте обычно нравится купаться. До 6 месяцев этот процесс надо непосредственно контролировать; позднее, а тем более после года, ребенок уже сам сидит в миске и может там полчаса плюхаться, без особого внимания родителей. Далеко, впрочем, отходить не надо, из соображений безопасности.

13. Приучение к порядку

Когда ребенок был еще совсем маленький, то знакомые, приезжающие в гости, с состраданием говорили – “боже мой, у вас маленький ребенок, ведь это такая морока, такие проблемы, у вас наверное голова кругом идет”. Мы с удивлением отвечали, что ничего подобного, никаких вроде бы проблем и мороки у нас нет, нормально, спокойно живем. На это обескураженные люди с завистью говорили “хорошо вам”, а затем ободряюще добавляли – “ну ничего, вот ребенок начнет ползать – узнаете почем фунт лиха, все в доме будет кувырком”.

В умных книгах тоже рассказывалось, что в доме все надо будет переделывать – убирать с пола и с нижних полок все вещи, до которых ребенок может дотянуться, и все такое прочее. Однако ребенок пополз – и ползал активно, знакомясь с миром окружающих вещей – а бардака все еще не было. Те же доброжелатели нам обещали – мол, ничего, вот когда ребенок начнет ходить, вот тогда!…

Сейчас ребенок уже давно ходит, залазит на все диваны и стулья, дотягивается до нижних полок, открывает все шкафчики. Никаких существенных перестановок в вещах мы так и не делали – внизу, в зоне досягаемости ребенка, очень много всего разного лежит, и вещи, и книги, и кухонная утварь. Однако бардака как не было, так и нет. Никакие вещи не разбрасываются; ничего не портится, не ломается, не рвется. Совершенно никаких негативных воздействий на быт ребенок не оказывает.

Вспоминая некоторых детей, которых я наблюдал раньше, можно сказать что это прекрасный вариант. Ведь реально есть множество детей, с которыми нельзя наедине оставить шкафчик с вещами на минуту, чтобы эти вещи не были разбросаны по всей комнате. Или оставить их наедине с фломастерами, чтобы через минуту ими не были разрисованы все стены, мебель, и книги, подвернувшиеся под руку.

Лично я считаю это результатом того, что я целенаправленно занимался воспитанием ребенка, начиная с самого раннего возраста. Приблизительно – с момента, когда она поползла. Именно тогда в зоне ее досягаемости появились вещи, которые ей было интересно взять, а это было бы нежелательным. Очень быстро, за считанные дни, я научил ребенка понятию “нельзя”, “не трогай”. Технология очень простая. Когда ребенок намеревается сделать то, что нельзя, надо ее остановить, и сказать строгим голосом “не бери этого! нельзя!”. Интонация должна быть строгой, но доброй. Я так понимаю, что типичная ошибка, допускаемая в этом месте – это разговор с ребенком в интонации раздраженной, истеричной. Ни в коем случае! Ребенок разбирается в интонациях, и должен чувствовать, что родители ему не враги, желающие его в чем-то ограничить, а друзья, желающие его научить правильно действовать. На самом деле у ребенка есть серьезнейшая внутренняя готовность воспринимать от взрослых информацию, слушаться взрослых, которые учат их жизни. Крайне важно не сбить эту готовность неправильным отношением.

Что делать, если ребенок не слушается? Хоть и редко, но такие случаи у нас бывали. Надо действовать так. В первый раз сказать как обычно – “Не трогай, нельзя”. Не послушалась – повторить то же, чуть более громко, и более угрожающей интонацией – “Нет, Женя, не трогай! нельзя!”. Если же и во второй раз не послушалась – сказать еще более грозно “Я же сказал, нельзя!” – и воспрепятствовать ее действиям физически. Отвести руку; отобрать вещь; отодвинуть ребенка. В голосе должен быть гнев, но не злоба и не раздражение.

Если все делать правильно, то у ребенка быстро формируется то, что называется авторитетом родителя. Третью меру – физическую реализацию своего запрета – приходится применять буквально считанные разы в самом начале. Ребенок мгновенно усваивает, что если взрослый запрещает что-либо – то он обязательно добьется выполнения своего распоряжения; поэтому в следующие разы он будет выполнять распоряжение после первого же обращения; в крайне редких случаях – после второго.

Важно то, что ребенок, приученный к понятию “нельзя” с самого-самого начала, воспринимает такую форму общения со взрослым как должное, без малейшего недовольства или сопротивления. Просто говоришь ей – “Женечка, не трогай это, нельзя” – она в ответ отвечает “ага!” и не трогает. Слово “ага” у ребенка было едва ли не самым первым, произносит она его уморительно смешно. Когда она послушалась – надо сказать поощрительным тоном “умница”, вознаградить правильное поведение.

К настоящему моменту ребенок уже владеет настолько обширным набором правил корректного поведения, что от нее в доме или во дворе практически никаких неприятных сюрпризов ждать не приходится. Она просит посмотреть книжку – мы ей даем, скажем, пятый том “Жизни животных”, и она сидит листает ее и рассматривает рисунки и фотографии (птиц почему-то очень любит). Листает аккуратно, ни одной страницы не порвано, не помято – потому что в какой-то момент мы ей показали, как это делается. Даем ей фломастеры и кучу бумажных черновиков – сидит и рисует на черновиках, и ни на чем другом. Потому что когда-то было несколько раз сказано, что “рисовать можно ТОЛЬКО на бумажках”, и она все поняла. Сказано, что у папы на столе ничего брать нельзя – и что бы ни лежало на столе, Женя будет играться с игрушками как угодно, но на стол не полезет. Насколько же приятнее иметь в доме ребенка, который ведет себя цивилизованно, чем такого, от которого бедствий, как от урагана?

Мне приходилось видеть таких детей – 3-4-летнего возраста, с которых просто нельзя было сводить глаз – потому что отвлечешься на 10 секунд, и уже будет сделана какая-то полная фигня. И сделать ничего нельзя – ребенок просто игнорирует слова, хотя уж в 3-то года он их куда лучше понимает, чем в 10 месяцев. Как же получаются такие дети? Мне лично представляется, что это результат умнейшего “правила”, которым от большого ума увлекаются некоторые родители – что мол “детям нельзя ничего запрещать”, а то не дай бог это затормозит их развитие. Не знаю, что это за логика такая. Мне лично кажется, что воспитание в существенной своей части – это некая система правил, соблюдаемых для корректного поведения в определенном окружении; а в этой системе правил большая их часть – это как раз запреты. Человек, который не знает никаких запретов – есть человек невоспитанный, да и попросту непереносимый для пребывания рядом с ним. А овладение этой системой правил и запретов, нужной для корректного поведения – и есть часть развития ребенка.

Может быть, у этих умных людей речь шла о “необоснованных, глупых, ненужных запретах”? Тогда я с ними полностью соглашусь; но тогда надо же так полностью и говорить – что детям нельзя выдавать кучу необоснованных, глупых, ненужных запретов. А вот нужные, обоснованные запреты, умение их воспринимать и выполнять – есть часть нормального воспитания, и любой ребенок обязательно должен владеть ими и воспринимать их. И возраст, когда следует этим начинать заниматься – это когда ребенок начинает активно ползать по дому и взаимодействовать с окружающим миром, около 10 месяцев.

Увлечение дурацким тезисом “ребенку нельзя ничего запрещать” приводит позднее к паршивым последствиям (по ряду моих наблюдений над разными детьми). Все надо постигать в свое время; простые модели поведения должны быть постигнуты в самом начале. Неверно постигать простую фундаментальную модель (“бывают запреты”) в возрасте, скажем, трех лет, когда на неправильном фундаменте (“можно все”) уже выстроена куча надстроек. А постигать по-любому придется – ребенок-то растет, и любой родитель в какой-то момент придет к ситуации, когда без вариантов надо что-то запретить. Например, открывать ручку газовой плиты; или чиркать спичками; или тыкать в дядю ножиком. И тогда приходит конец света – как это так нельзя, когда всю жизнь было можно? Из разряда друзей родитель с ребенком сразу же становятся врагами, соперниками (а это само по себе крайне негативное явление. В переходном возрасте это может и неизбежно, но до него-то уж точно можно – и нужно – избегать противостояния). Ребенок яростно протестует против запрета, родитель на него орет – а что сделаешь криком? ребенок-то его не боится. Сейчас бы дать маленькому гаденышу здоровенного подзатыльника, но ведь родитель знает еще одно священное правило – что “детей бить нельзя!” – а нарушать сразу два священных правила в один день – это уже слишком. Ребенок быстро учится манипулировать взрослым; второе священное правило волей-неволей нарушается в ближайшее же время, но уже поздно – родительского авторитета нету и в помине. Результаты можно наблюдать повсеместно – мамочка, лупящая своего отпрыска и орущая на него, и отпрыск, который орет в ответ и делает все назло.

Поверьте, все может быть иначе. Просто надо правильно подходить к вопросам воспитания.

14. НЕНУЖНЫЕ для детей вещи и затраты

Обсуждая вопрос о финансовом обеспечении ребенка, часто приходится общаться на тему “что ребенку надо купить”. В современном обществе активно продвигается тезис (кем и зачем продвигается – это отдельный вопрос, вне рамок этого материала), что чтобы иметь детей – “нужна прочная финансовая база”, чтобы “было все что нужно”, “было все самое лучшее”, “ни в чем не отказывать ребенку”, и так далее. И если посмотреть на типичный быт типичной семьи, в которой маленький ребенок – то действительно, можно увидеть, что деньги тратятся, и тратятся немалые суммы. Множество людей считают это существенной причиной, чтобы вовсе не заводить детей.

Мой опыт показывает, что это – как минимум необязательно. А во множестве случаев – напрямую лишнее, и даже вредное ребенку. Попробую перечислить вещи, которые принято считать необходимыми и покупать, а на самом деле без которых можно и нужно обходиться.

Детская одежда “для новорожденных”, до 6 месяцев. Распашоночки, ползуночки, чепчики, и прочая дребедень. Напрочь не нужна. Мы ни разу не ощутили потребности этим пользоваться.

Конверт, переноска. Для зимнего транспортирования младенца, (“из роддома забирать”). Напрочь не нужна. Ребенка надо завернуть в пару пеленок, а дальше по погоде – покрывало, легкое одеяло, или среднее одеяло. Наиболее практичен вариант, если у матери свободная верхняя одежда (дубленка например), завернуть ребенка в пеленку и засунуть матери под одежду. Так и грудь будет давать проще, и ребенку приятнее чувствовать тепло матери.

Коляска. Вопрос, возможно, немного спорный; но нам коляска не понадобилась. У нас на самом деле есть целых две коляски – и для грудных детей, и для тех что постарше, сидячая. Нам подарили б/ушные. Но мы ими не пользовались практически – просто не надо. Куда-то ехать – все равно ребенок берется в слинге на руках. По двору что ли кататься на ней? Единственное для чего мы немножко коляску применяли – это укладывать ребенка спать на улице, на свежем воздухе. Мы редко это практиковали, обычно ребенок спал дома, а на улице мы с ним гуляли, когда он не спал. Возможно, это особенность нашего режима жизни; плюс, у нас неасфальтированное окружающее пространство. Может для кого-то, у кого режим другой, а кругом асфальт, коляска окажется полезнее.

Детская кроватка. Напрочь не нужна. Сейчас ребенок спит с нами. Когда перестанет спать с нами (возможно, через годик) – уже будем делать ей взрослое спальное место.

Детская ванночка для купания. Не нужна. Она уступает по удобству использования большой круглой миске – которая по любому нужна в хозяйстве. Имея миску, ее просто ни к чему покупать.

Бутылочки с сосками, пустышки, слюнявчики, специальные ложечки. Специальный высокий столик-стульчик, на котором ребенок сидит, когда кушает (не знаю как он называется). Вся эта ерунда совершенно не нужна. Бутылочки нужны только для искусственников. Пустышки – туда же. Ребенку на грудном вскармливании они крайне вредны, так как отучают от груди. Польза от них иллюзорна – лучше сделать чтобы ребенок спокойно засыпал без пустышки, чем ребенка, засыпающего плохо, пытаться успокоить пустышкой (об этом подробно написал выше). Все прочие аксессуары, предназначенные для периода, когда ребенок учится кушать самостоятельно – ненужная фигня, ребенок научится кушать прекрасно и без нее. За обычным столом ему не очень удобно, тут варианты – или у родителя на руках, или за отдельным столиком (типа журнального) на маленьком стульчике (в каждом доме обычно такой стульчик есть).

Искусственное питание, смеси. Зачастую очень существенная статья расхода для родителей. Следует избегать как огня сразу по множеству причин. До года основа питания – грудь, а до 5-6 месяцев – исключительно грудь. Прикармливать с 5-6 месяцев – обычными взрослыми продуктами (естественно, хорошими продуктами, а не дерьмом из супермаркетов). Грудь можно давать понемногу и до двух лет, и до трех – только на пользу пойдет.

Памперсы. То же самое. Не только ненужная, а и крайне вредная статья расходов. Подробно описано выше.

Куча говноигрушек. Мы их не покупали, но не избежали общей судьбы – нам их надарили. В настоящее время 90-99% продающихся игрушек не представляют никакой ценности ни с эстетической, ни с развивающей, ни с какой другой стороны для ребенка. Напротив, многие из них откровенно отталкивающие, изготовлены непонятно из чего, и могут представлять опасность для здоровья. Наконец, не надо забывать, что где-то до года ребенку вообще никакие игрушки не нужны. В этом возрасте ребенок окружен массой новых незнакомых интересных предметов, с которыми он знакомится, и любая игрушка – не более чем один из них. Пусть лучше изучает мир реальных предметов и вещей, а не непонятного предназначения куски разноцветной пластмассы. В частности, всяческие погремушки и висюльки “над кроваткой” – совершенно бессмысленные приобретения.

Куча детских говнокнижек. С ними та же история что и с игрушками. Нам надарили кучу разных, и многие из них я вообще показывать ребенку не буду – настолько они неэстетичны. В основном это касается рисунков, но у большей половины книжек – и содержания тоже. “Стишки” такие что их и трезвому человеку прочитать сложно. Смысл – полный бред. Как-то у современных детских авторов, мне иногда кажется, совсем крыша съехала. Это касается и части старых авторов – в частности, при упоминании произведений К.Чуковского мне всегда по ассоциации приходит на ум фраза “Остановим наркоманию среди детских писателей”. Я не понимаю, что ребенок может вынести полезного из таких книжек.

Детские кремы, присыпки. Медикаменты. Прочие затраты медицинского характера. Здоровому ребенку не нужны никакие из подобных затрат. Про здоровье подробно написано выше.

Что я упустил?

15. Нужные для детей затраты

Перечислим то, что действительно необходимо купить для маленького ребенка; и покажем, что все эти покупки не влекут за собой сколь-либо ощутимых финансовых затрат.

Пеленки. Около 30 штук из фланели, 1 м х 1.20 м. Будут служить и следующим детям.

Одежда и обувь для детей старше 1 года. До года никакая одежда вообще не нужна – дома ребенок или голый, или спит. На улице он может быть завернут в покрывало и – маме под верхнюю одежду (читал, что у кого-то – у скандинавов, что ли? – есть в традициях вшивать в верхнюю одежду какое-то подобие слинга, чтобы детей можно было носить там штатным образом. Очень здравая мысль). После года – ребенка можно понемногу начинать одевать для улицы (дома он в одежде по-прежнему не нуждается). В этом возрасте дети очень быстро вырастают из любых одежек, поэтому купленная одежка или обувка никак не может износиться на одном ребенке. Скорей задача обратная – успеть ее поносить хоть сколько-нибудь раз. Поэтому после вырастающих детей всегда остаются одежки практически в идеальном состоянии. Имея круг родственников и знакомых, родители маленького ребенка обязательно получат как минимум несколько предложений забрать детские вещи, и будут обеспечены ими с избытком. У нас получилось так; и у многих наших знакомых было так. Помимо тех запасов детской одежды, который у меня был изначально – подаренных одежек хватило бы еще детей на десять. Я не преувеличиваю, количество мешками измеряется. Эстафета с передачей одежды длится минимум лет до 4-5, когда дети, с одной стороны, увеличивают активность достаточно, чтобы начать одежду ощутимо изнашивать; с другой стороны – замедляют рост, чтобы одна одежда служила одному ребенку более ощутимое время.

Кроме этого источника, еще есть источник любой одежды, в том числе и детской – секонд-хенд, где за полчаса и за сущие копейки можно, опять же, одеть десяток детей в отличную качественную одежду.

Горшок. Простейший пластмассовый горшок нам обошелся в 20 гривен, и мы им успешно пользуемся.

Обязательных трат, вроде бы, больше и нет. А то, что перечислено, по стоимости близится к нулю.

Кроме обязательных, есть еще некоторые желательные траты.

Хорошие игрушки. Есть у нас некоторые игрушки – кое-что мы купили, кое-что нам подарили – которые действительно имеют ценность для ребенка. Например, это деревянный конструктор для строительства – набор деталей (кубики, брусочки, цилиндрики и всякие причудливые штуковины), из которых можно строить всякие заковыристые башни. Начиная с годовалого возраста ребенок охотно с ними возится, и строит башни и дворцы все выше и выше. Это просто обточенные куски дерева (бук), без покраски и всякой обработки. Если бы его не было, то я смог бы изготовить какое-то подобие самостоятельно. Другая любимая игрушка – куколка, которую укладывают спать в картонной коробочке. Куколка ручного изготовления, сделана из ткани, набитой ватой и перешитой нитками. Любая мамочка сама сделает такую куколку из отходов за один вечер. Еще полезный разряд игрушек – это разнообразные мячики. Почему-то сейчас они стали дефицитом, теряясь на фоне тонн всяких говноигрушек…

Через пару месяцев я может куплю, а скорее сделаю сам набор кубиков с буквами и слогами (взяв кое-что из методики Зайцева), чтобы учить ребенка читать. Имея брусок 50х50, электрорубанок, ножовку, и маркер – эти кубики легко можно изготовить самому.

По поводу игрушек еще хочу добавить, что в мире, полном разнообразных реальных вещей (а не в искусственном мире детской комнаты, из которой убрали все настоящее, и заполнили ее центнером пластмассового и плюшевого хлама) – ребенку никогда не возникает проблема, чем бы поиграться. Нормальный, здоровый ребенок – найдет себе игрушку всегда, а тот что постарше – изготовит самостоятельно. Этим летом у меня была в гостях компания детей 4-8 лет, они залезли на мою “стройплощадку”, и несколько часов прекрасно игрались кирпичами, досочками и песком – построив домики, блиндажи, и еще какие-то постройки неизвестного назначения. Дети прекрасно и с пользой для себя провели время; а понадобились им для этого какие-то покупные, тем более дорогостоящие игрушки? У меня было в детстве множество игрушек, но яркое воспоминание осталось только об одной – кораблике из сосновой коры, который я сам выстругивал ножиком под руководством отца в пятилетнем возрасте. Люди, уходящие на целый день работать, и видящие детей только спящими по ночам – имейте в виду, внимание и время родителей детям нужно в тысячу раз больше, чем самые дорогие и шикарные игрушки, которые вы потом купите за свою зарплату.

Хорошие детские книжки. Где-то от года до полутора лет у ребенка проклевывается интерес к чтению взрослыми детских книжек (естественно, его можно и нужно стимулировать со стороны взрослых). Слово “почитай!” было у малой в первой двадцатке освоенных слов. Сейчас детских книг продается много, но боже мой! как сложно из этой кучи выбрать хоть что-то, эстетически приемлемое. Надо-то всего ничего – чтобы рисунки были более-менее реалистичные и приятные на вид, а текст или стишки – нормальными словами, с нормальным смыслом, и нормально читаемые (стишки иной раз бывает такие, что не прожуешь). Едва ли одна книжка из десяти хоть в какой-то степени пристойная, остальные – мусор.

Очень быстро ребенок перерос уровень книжек “для самых маленьких”, и после полутора лет ее стали интересовать все больше книжки гораздо более взрослого уровня – сказки, в основном стихотворные. Конечно, текст она еще практически не понимает, однако слушая этот текст – она развивается и осваивает речь гораздо более эффективно, чем слушая косноязычный бред. Для сравнения приведу примеры. Сравните:

За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе. или: Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

с такими например шедеврами:

На кого ананас похож? У него чешуя и хвост, Нарисую ему еще глаз, Стал на рыбу похож ананас. или: Чай с черешневым вареньем чайка пьет по воскресеньям. Щавель для вкусного борща купила щука у леща.

Клянусь, я эти “стихи” даже не выбирал особо – просто взял две книжки с полки “из подаренных”, и открыл.

По рисункам в книгах – приблизительно такая же история. Встречается такое уродство, что противно смотреть.

Так вот. Пара-тройка книг класса сказок Пушкина, или “Конька-горбунка” Ершова, с хорошими картинками – крайне желательна. А десятки остальных – подобных приведенным примерам – лучше пусть вообще не появляется рядом с ребенком.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к людям. Если у вас у кого-то из знакомых есть маленький ребенок, и вы собираетесь в гости, и думаете, что бы такого подарить для ребенка – не относитесь к этой ситуации формально! Позвоните и узнайте, что людям надо. Если у них все есть – спросите, чего НЕ надо. Это не будет бестактностью, а наоборот – это гораздо удобнее, чем когда вы привезете то, что люди с вымученной улыбкой возьмут, а потом засунут куда подальше. Если уж вам надо выбирать самостоятельно – берите то, в чем вы точно уверены что оно пригодится. Если одежка – то та, про которую вы точно знаете что она нужна (а обычно вы об этом точно знать не будете). Если игрушку – возьмите мячик или что-то типа описанного деревянного конструктора – но не берите очередного мягкоигрушечного монстра, или пластмассовую похабень, или очередное куклобарби. Проявите вкус. Если книжку – проявите вкус еще больше. Книжка детская – это отличный подарок, то ТОЛЬКО если эта книжка действительно хороша. Это вопрос не денег – она может стоить не дороже любой другой – а вопрос тщательного выбора. Хотите взять какое-то угощение ребенку? Узнайте, чем ребенка кормят, а чем не кормят. Если точно не знаете – включите здравый смысл, например, сухофрукты (курага, изюм) будет неплохой идеей, а произведения кондитерского химпрома – сладкие батончики, конфеты и прочее – плохой. В общем, как и в случае с подарками любым другим людям, не подходите формально и шаблонно. И наконец – можете спокойно приходить в гости с совершенно пустыми руками. Ну поверьте, никто из родителей маленьких детей не ожидает непременных каких-то подарков.

Возвращаясь к книгам. Мы не ожидали, что так рано (в год и 9 мес) ребенок проявит такой интерес к сугубо взрослым книгам. У нас есть книги из серии “Энциклопедический путеводитель” издательства Махаон – большие, прекрасно иллюстрированные шикарными фотографиями. Научный их уровень не слишком высок, скорей рассчитан на старшеклассников, но иллюстрированность – выше всех похвал. Так вот, ребенок полюбил эти книги сидеть листать и разглядывать фотографии, особенно хорошо когда мы с ней сидим и комментируем. Книгу “Птицы” она уже знает едва ли не наизусть, многих птиц узнает и говорит их названия – ворону, попугая, воробья, гуся… Назвала цесарку курицей, хотя никто ей не подсказывал.

Это я к тому, что даже для маленького ребенка приобретать хорошие взрослые книги – вовсе не рано.

Источник

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *